Учимся управлять чувствами
08.12.2017Испытывать различные чувства — одна из важнейших особенностей человеческой психики. Каждый человек испытывает те или иные чувства в различных ситуациях. И в жизни мы можем встретить самые различные проявления похожих на первый взгляд чувств: от полного бездействия до бурного эмоционального всплеска. Это зависит от многих обстоятельств: от врожденного темперамента, от состояния здоровья, от полученного воспитания, от умения “держать себя в руках”… И если данный от рождения темперамент изменить различными занятиями почти невозможно, то научить человека управлять своими чувствами, помочь ребенку в том, чтобы эмоциональные проявления не несли разрушительный характер — эта задача вполне выполнимая. Однако надо иметь в виду, что учиться управлять своими чувствами человеку придется почти всю жизнь, и в дошкольном возрасте он делает в этом направлении лишь первые шаги. Поэтому не стоит требовать, от шестилетнего ребенка, чтобы он в считанные минуты справился с охватившей его злостью, “потому что об этом уже рассказывали на занятиях”. В этот период от взрослых, которые находятся рядом с детьми, требуется много терпения, энергии, фантазии, и лишь после многократных повторений, обсуждений реальных или выдуманных ситуаций мы сможем увидеть, как ребенок, вместо того, чтобы драться и кричать, «надувает злостью» воздушный шарик, или берет краски и идет рисовать свой страх.
Как же этого достичь? Какие же есть пути, приводящие к такому результату?
- Научите ребенка различать и высказывать свои чувства.
Первый шаг к этому — это проговаривание ваших собственных чувств, возникающих в различных ситуациях: “Я расстраиваюсь, когда у меня не получается задуманное”. “Я сержусь, когда на меня кричат и топают ногами”. Обращайте внимание ребенка на чувства других людей, детей: “Я думаю, что Сережа гордится похвалой воспитательницы”. “Я полагаю, Лена почувствовала обиду из-за того, что ее не приняли в игру”. Спрашивайте у ребенка, какие чувства он испытывает, когда его отрывают от игры, когда он проигрывает, выигрывает в игре, когда его хвалят или в чем-то обвиняют… Помогите ему дифференцировать и называть свои чувства, для этого вводите в его словарь как можно больше таких слов, которые обозначают различные эмоциональные состояния: радость, обида, досада, растерянность, удивление, волнение, восторг, страх, гнев, стыд, спокойствие…
- Помогите ребенку научиться различать чувства и поступки. При этом важно сделать акцент на то, чувства не могут быть ни плохими, ни хорошими. Каждый человек имеет право испытывать различные, в том числе и неприятные чувства, но кричать, ломать предметы и игрушки, драться со сверстниками – это уже действия недопустимые. Запретить злиться, или огорчаться, или бояться, невозможно (дело в том, что если в ответ на наш приказ: “Не бойся!”, “Не злись!” ребенок вроде бы подчинился внешне – перестал плакать, кричать — то это не значит, что он действительно перестал испытывать это чувство – внутри оно все равно осталось, и как оно проявит себя спустя некоторое время, непредсказуемо; это может быть внешнее разрушительное действие, а может быть и соматическое заболевание как реакция организма на вытеснение эмоций) Задача взрослых — не допустить, чтобы в порыве сильного чувства ребенок совершал действия, которые грозят ему самому и окружающим неприятными последствиями.
- Познакомьте ребенка со множеством способов, помогающих справиться с неприятными чувствами.
Это те способы, которые помогут ребенку заменить неприемлемые способы действия на допустимые.
1) Аудиальные, или слуховые.
Выговаривание – поговорить с мамой, папой, домашним животным, любимой игрушкой, позвонить бабушке, дедушке, приятелю, просто походить по комнате, громко повторяя какие-нибудь фразы.
Музицирование – поиграть на музыкальном инструменте, постучать молоточком по коробкам, банкам, кастрюлям; сочинить и исполнить простую песню.
Слушание – послушать музыку, песни, попросить кого-нибудь почитать книгу или поставить на магнитофон кассету со сказкой.
2) Визуальные, или зрительные.
Посмотреть картинки, альбом с фотографиями, поиграть в игру “Собери картинку”, поиграть в любую настольную игру с карточками.
Посмотреть любимый мультфильм.
Нарисовать свое настроение; нарисовать все, что захочется. На большом листе бумаги заняться перемешиванием, сливанием красок.
3) Кинестетические, или физические.
потопать ногами, станцевать буйный танец, попрыгать, побегать, поиграть с мячом…(любая физическая разрядка).
Принять ванну, душ (смыть дурные чувства).
Надуть шарик, игрушку.
Полепить из глины, теста, пластилина.
Приготовить и съесть что-нибудь вкусное.
Привести комнату в порядок.
Сделать дыхательные упражнения (глубокое дыхание).
Расслабляющие упражнения.